Одежда терско-гребенских казаков — Ансамбль Ставрополье
 Версия для слабовидящих

Одежда терско-гребенских казаков

27.01.2023
foto

Из всего многообразия мужской казачьей одежды в наши дни наиболее востребован и популярен костюм, бытовавший у кавказских  горцев и казаков Терского и Кубанского войск. Сегодня черкески с бешметами, башлыками и папахами носят артисты песенных и танцевальных коллективов, представители реестровых казачьих обществ и этнических казачьих общин.

В старину пошивом одежды занимались женщины. И горянки, и казачки обшивали всю семью: себя, мужа и детей. В конце XIX века в крупных станицах так же работали профессиональные портные и швеи, услугами которых пользовались как модницы-казачки, так и щеголи-казаки. В отношении чистоты одежды, ее цельности, сохранности и аккуратности работы наурцы очень прихотливы. «Сшил, как слил» — говорили казаки. Черкески шились из суконной ткани различных цветов: черного, коричневого, серого и т.д. Черкески темных тонов казаки носили в будни, а светлых — по случаю: в большие церковные праздники, на свадьбы и т.д.

 

Жарков М.П., ст. Уманская, 1911 год. Одет в черкеску с украшениями и бешмет

Казаки 2-го Сунженско-Владикавказского полка Терского казачьего войска. Нач. XX в.

И у казаков, и у кавказских горцев существовала культура ношения черкески. В ней не принято было работать на скотном дворе или в поле. Торсовая часть черкески непременно должна была плотно сидеть на фигуре мужчины, подчеркивая его стать и выправку. Черкески, не соответствующие размеру, носила лишь кавказская беднота, о чем пишет в своей монографии Е.Н.Студенецкая: «Мешковатые черкески «на вырост» шились, в основном, в среде небогатых кавказских крестьян, что служило поводом для насмешек со стороны щеголей князей и дворян».

Черкески имели глубокий V-образный вырез и застегивались на крючки. С обеих сторон от выреза располагались гнезда для газырей с каждой стороны, их число могло варьироваться. Украшением для праздничных черкесок служили: серебряные цепочки с подвесками в виде месяца, крепившиеся к газырям; китицы (декоративные шнуры с кисточкой из шелковых нитей и конского волоса); ленты из галунного шнура, которые казаки носили через плечо. Юбка черкески имела ярко выраженный запах, т.е. одна пола заходила на другую. Что же касается длины черкески, то в разные времена она варьировалась: чуть ниже колена, до середины икры, в пол.

Терско-гребенские и линейные казаки носили черкески поверх бешметов. Бешмет — вид одежды, шился из плотной, покупной, чаще всего темной материи. С воротником-стойкой закрывавшим горло, в талии, делавшийся отрезной. Бешметы шились из ситца, бумазеи, рипса, дыма, атласа. Стеганные на вате бешметы использовались как теплая одежда для прохладной погоды. Как и черкеска, бешмет кроился в талию и должен был строго соответствовать размеру, подчеркивая фигуру мужчины или юноши. Застегивался бешмет, так же как и черкеска, на крючки, реже на мелкие серебряные пуговицы и воздушные петли. Обычно бешмет шился из ткани, цвет которой был контрастным цвету черкески. Это придавало костюму казака большую красочность и изящество.

Юные казаки из ст. Старовеличковской, 1915 год. Одеты в бешметы.

Помимо черкесок и бешметов казаки носили исподнее белье (рубахи и порты) и штаны-шаровары, заправленные в сапоги или ноговицы. Белье составляла ситцевая в праздник и холщевая в будни рубаха; обувь – сапоги. Носили также чувяки, бахилки и ноговицы.

Таким образом, одежда казака отвечала сразу нескольким требованиям: удобство, как в бою, так и в быту; тепло в холодное время года и комфорт в теплое; красота и лоск, ведь казаки были известные щеголи.

Другим элементом одежды, характерным среди казачества, в основном терско-гребенского, является бурка. Это верхняя мужская одежда, которая представляет собой длинную накидку из овечьей или козьей шерсти, войлочный плащ. Бурка является в основном дорожным элементом одежды и не используется для парадных целей. Есть несколько версий происхождения такого названия. По одной из них слово произошло от персидского barak, что в переводе означает «шерстяное одеяло».

Еще один элемент одежды, который включает в себя традиционный терско-гребенский костюм — это башлык. Башлык — это головной убор из сукна в виде широкого капюшона с длинными закругленными концами, который надевается поверх какого-либо головного убора для предохранения от дождя или снега. Башлык являлся элементом одежды, широко распространенным в Грузии, Осетии, Дагестане и на территории других регионов. В зависимости от региона, существовали свои локальные особенности в его покрое. Надевался башлык поверх папахи, и был дополнительной частью бурки, будучи дополнением костюма в качестве капюшона. Шили башлык как из домотканого, так и из фабричного сукна. Кроился он из сложенной вдвое ткани, а сшивался сзади. Когда башлык надевался на шапку, лопасти заматывались вокруг шеи. Старики часто носили его на плечах, или повязывали на талию для того, чтобы сохранять тепло.  Башлыки были не только будничные, но и праздничные. Они служили украшением мужского костюма. Башлыки для праздничных костюмов шили из белого, черного, серого или крашеного сукна. Украшались они галунами, а также обшивались золотыми нитями, шелковой тесьмой, кисточками из разных ниток.

Гребенцы. Фото из открытых источников

Гребенцы. Фото из открытых источников.

Казачьи папахи

Привлекал внимание и головной убор. У кавказцев и казаков любимой была шапка – папаха. Шили ее из овчины. Она не была нарядной, но удобной и надежно защищающей голову. Казачья папаха выглядела иначе: низкой, с плоским верхом, или высокой конусообразной.

Для богатых казаков ее шили  из собольего или куньего меха. Верх выполнялся из синего или красного бархата, расшивался золотом. Казаки победнее носили барашковую папаху или изготовленную из стриженого меха овчины, а верх изготавливался из цветного сукна.

Во время боевых действий казаки носили шапки, сшитые из меха волка, медведя или барана – только этот мех смягчал удар по голове.

Хоть у горцев и казаков шапки отличались по форме, они были обязательной принадлежностью и гордостью мужчины.

Мужские концертные костюмы ансамбля «Ставрополье»