Культура Ставропольского края уникальна и многообразна. На протяжении двух столетий сложилась особенная историко-культурная традиция, соединившая в себе элементы южно-русской, малороссийской культуры, казачества, северо-кавказских, тюркских народов, которые заселяли в разное время территорию Ставропольского края.
Государственный казачий ансамбль пени и танца «Ставрополье» продолжает свою деятельность по исследованию, сбору и обработке традиционной песенной и обрядовой культуры Ставропольского края. В октябре текущего года состоялись две фольклорно-этнографические экспедиции во главе с методистом по фольклору Толстокоровой Е.В. в село Арзгир Арзгирского муниципального округа и поселок Новокумский Левокумского муниципального округа Ставропольского края.
Село Арзгир находится на востоке Ставропольского края, после окончания Кавказской войны его земли заселялись крестьянами из Киевской, Полтавской, Черниговской, Харьковской, Екатеринославской губерний. Таким образом, традиционная культура с. Арзгир представлена обрядами и песнями украинской традиции, а в основе языковой лексики лежит сочетание русского и украинского диалекта. Бережно сохраняет культуру переселенцев народный коллектив самодеятельного художественного творчества, фольклорный ансамбль «Родник», руководит которым хормейстер Мовчан Светлана Ивановна (Концертмейстер Зайцев Вадим Васильевич). Ансамбль состоит из 12 человек, большинство из них – коренные жители села. Основу репертуара ансамбля составляют песни украинского происхождения, записываемые на протяжении многих лет в Арзгирском районе. Специалистами ансамбля были зафиксированы колядки, элементы свадебного обряда, хореография плясовых песен, а также уникальная местная вышивка и традиционный костюм переселенцев села Арзгир.
Вторая экспедиция состоялась в поселок Новокумский Левокумского района, который известен фольклористам не только на Ставрополье, но и по всей России. В 60-х годах прошлого века поселок становится одним из мест поселения казаков-некрасовцев и духовных молокан. Особый пласт культуры Ставропольского края – уникальная этническая группа казаков-некрасовцев, которая представляет собой ярчайшее культурное наследие России начала 18 века и названа в честь своего предводителя Игната Некрасова. Это этно-конфессиональная группа русских старообрядцев, потомков донских и хоперских казаков, которая возникла после подавления Булавинского восстания (1707-1709) и прожила на территории Османской империи более 250 лет, приняв подданство турецкого султана.
Духовные молокане проживают в поселке Новокумский с 1961 года, после переселения из Турции. Около 100 лет духовные христиане проживали в Карсской области, глухой провинции России, а затем и Турции. Положение карсских молокан всегда определялось уровнем межгосударственных отношений Турции и России. После заключения Сан-Стефанского мирного договора 1878 года, Карсская область переходит в состав России и заселяется молоканами из Тамбовской, Саратовской и Таврической губернии. С 1921 года, по карсскому мирному договору эта область переходит к Турции.
В 2013 году в поселке Новокумский для сохранения уникальных традиций была создана Этнодеревня казаков-некрасовцев и духовных молокан, которая является филиалом Ставропольского краевого музея изобразительных искусств.
Для знакомства с уникальной культурой казаков-некрасовцев и духовных молокан 14 октября 2024 года специалисты государственного казачьего ансамбля пени и танца «Ставрополье» посетили Центр традиционной русской культуры казаков некрасовцев и духовных молокан поселка Новокумский, руководит которым потомственная некрасовская казачка Шепелеева Оксана Григорьевна. Методисты центра: руководитель театра кукол «Жордалиночка» — Лясковская Валентина Сергеевна, руководитель аутентичного ансамбля «Некрасовские казаки» — Синякова Валентина Ивановна, экскурсовод подворья духовных молокан — Самарина Надежда Ивановна, экскурсовод некрасовского подворья Никулушкина Наталья Васильевна. Каждый из работников Центра люди не случайные — это уроженцы поселка Новокумский, и каждый из них не первый год изучает культуру, быт, традиции этно-конфессиональных групп и имеют родственное отношение к казакам-некрасовцам или духовным молоканам. Методисты центра познакомили участников экспедиции с историей, песнями, обрядами и с уникальными костюмными комплексами некрасовских казаков и духовных молокан, традиционной праздничной и повседневной одеждой. Провели мастер-классы по покрытию свадебного и «бабичьего» головного убора казачки-некрасовки, по созданию некрасовской куклы, познакомили с кухней, играми некрасовских казаков, с уникальными некрасовскими карагодами, с традицией «крыловождения».
Еще одной целью экспедиции ансамбля «Ставрополье» являлось уточнение концертного костюма. Солистка-вокалистка ансамбля в костюме некрасовских казаков поучаствовала в обрядах, а методисты Центра проконсультировали специалистов по некоторым немаловажным деталям концертного костюма. Так что в ближайшее время наш зритель сможет увидеть обновленный костюм знаменитых вокально-хореографических композиций «Садила баба лук-щеснок» и «Марусенька пшаниченьку жала», который станет еще более историчным.
Многие российские и зарубежные ученые занимаются изучением нематериального культурного наследия некрасовских казаков и духовных молокан – это исторический, культурный, этнографический, духовный пласт, который необходимо сохранить для потомков. Существует множество исследовательских работ и монографий о наследии казаков-некрасовцев, но невозможно переоценить живое общение с потомками этносов, услышать их мнение, увидеть вещи, пережившие своих хозяев на сто и более лет, ощутить запах времени, который удалось передать настоящим хранителям традиций.
Весь собранный материал был зафиксирован специалистами ансамбля и в дальнейшем будет использован при постановке новых концертных программ.